Блог

ТУШИТЕ СВЕТ! В регионах началось введение социальных норм на электроэнергию.

Одни эксперты видят в этом правильный шаг к ликвидации перекрестного субсидирования, другие — «вторую монетизацию» и ограбление населения. Самое интересное, что правы, видимо, и те, и другие.

 

Внескольких российских регионах 1 сентября 2013 года начали действовать социальные нормы потребления электроэнергии. Соответствующее постановление (№ 614) премьер Дмитрий Медведев подписал 22 июля этого года. Нововведение предполагает, что в пределах социальной нормы действует пониженный тариф, а за ее пределами — повышенный. Установление нормы и тарифов полностью отдано на откуп региональным властям. Федеральное правительство лишь оговорило, что в коридор социальной нормы потребления должно попадать более 70% населения региона. Уже известно, что с 1 июля 2014 года предполагается распространить эксперимент на всю страну. А затем по отработанному сценарию будут введены аналогичные социальные нормы потребления воды. Одни эксперты говорят о новой волне монетизации и указывают на то, что введение соцнорм — это де-факто повышение платежей за ресурсы. Другие полагают, что нововведение все же не станет катастрофой для бюджета россиян. Впрочем, и те, и другие сходятся в том, что новая система не спасет электроэнергетику, но вызовет негативную реакцию среди населения, ведь, как убедился «Профиль», ни региональные, ни федеральные власти не готовы открыть принцип формирования тарифов.

Новые правила с 1 сентября заработали в шести регионах: Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях. Принять участие в эксперименте согласилась еще Самарская область, однако, как рассказали «Профилю» в пресс-службе губернатора области, здесь проект будет запущен с опозданием — решено предварить его встречами с общественностью. В оставшихся регионах социальные нормы и новые тарифы уже объявлены. Самые жесткие условия получили нижегородцы, самые мягкие — жители Орловской области. Соцнорма на одного человека в Нижегородской области — 50 кВт-ч, в Орловской — 190 кВт-ч. При этом тариф в рамках нормы для нижегородцев составляет 2,72 рубля за кВт-ч, сверх нормы — 4,84 рубля. Такой существенной разницы между нижним и верхним пределами нет больше ни в одном из пилотных регионов.
Однако же голые цифры мало отражают реальную картину. В Минрегионе, отвечающем за эксперимент, пояснить методологию тарифообразования и определения соцнормы затруднились. Однако эксперты из Минэнерго объяснили «Профилю», что, «когда мы говорим о соцнорме, надо понимать, что речь идет о базовой величине. «Это величина, исчисляемая на одного человека, проживающего в многоквартирном доме с газовой плитой, центральным отоплением и горячим водоснабжением. В доме с электрической плитой, отопительными и водонагревательными установками, а также в домах, относящихся к ветхому или аварийному жилью, будут свои надбавки к этой базовой величине», — пояснили в ведомстве.
Норматив определяется регионом: для этого берется статистика прошлого года — выборка не менее чем из 10 тыс. домохозяйств, эту выборку представляют в орган регулирования, и он высчитывает средний показатель. По сути, это показатель среднедушевого потребления. Норма 50 кВт-ч еще не означает, что семья из трех и более человек будет вынуждена укладываться в эти рамки. К каждому следующему жильцу квартиры прибавляется определенная величина: для второго проживающего она составляет 50 кВт-ч, для третьего и далее — по 20 кВт-ч. Это правило одинаково для всех регионов. «Логика заключается в том, что, грубо говоря, от того, что вы живете вдвоем, вы не покупаете два холодильника», — объясняют в Минэнерго. Таким образом, семья из трех человек будет иметь норматив уже не 50 кВт-ч, а 120 кВт-ч. Кроме того, каждый регион определяет надбавку за электрическую плиту, здесь верхний предел — 90 кВт-ч на человека. Например, в Орловской области социальная норма составляет 190 кВт-ч, а норма для квартир с электрической плитой — 280 кВт-ч.

Любопытно, что пониженные тарифы, которым некоторые обрадовались, будут действовать только для жителей пилотных регионов. Все остальные, в том числе и москвичи, которым предстоит перейти на новые правила только летом 2014 года, будут платить по обычным тарифы, которые к тому же будут проиндексированы. Эти обычные тарифы станут нижней границей, верхнюю же планку каждый регион определит самостоятельно. Критерии нигде не разглашаются. Известно одно: тарифы сверх соцнормы будут приближаться к экономически обоснованным. Так говорят в Минэнерго, но, что такое «экономически обоснованные тарифы», не объясняют. Чтобы не получить повышенный тариф, москвичам придется укладываться в средние рамки потребления. По данным открытых источников, в среднем по Москве подушевое расходование электроэнергии в месяц составляет около 180 кВт-ч (точных данных в «Мосэнергосбыте» предоставить не смогли, в пресс-службе отметили, что сейчас компания еще только ведет работу по сбору данных энергопотребления). Судя по тому, что соцнорма определяется именно по среднему показателю, примерно столько она и составит для Москвы.
Отдельно стоит остановиться на том, как изменится жизнь тех, кто привык стирать по ночам, иными словами, для владельцев двух- и трехтарифных счетчиков. Для них величина соцнормы будет распределяться по зонам суток пропорционально фактическому потреблению. Например, если человек потребил 100 кВт-ч, а соцнорма в его регионе составляет 90 кВт-ч, интегральное превышение соцнормы составит 10 кВт-ч. При этом, к примеру, 80 кВт-ч было расходовано днем и 20 кВт-ч — ночью. Потребленные в рамках соцнормы 90 кВт-ч распределяются по зонам суток в том же соотношении — 80 к 20. По зонам суток получается 72 кВт-ч и 18 кВт-ч. Дальше из потребленных днем 80 кВт-ч вычитается 72 кВт-ч — остается 8 кВт-ч сверх соцнормы, и из потребленных ночью 20 кВт-ч вычитается 18 кВт-ч — сверх нормы остается 2 кВт-ч. «Дальше вы применяете тарифы, установленные в соответствии с зонами суток, и получаете счет», — объясняют в Минэнерго. При этом успокаивают — проводить эти подсчеты самостоятельно не потребуется, все усилия возьмет на себя поставщик услуг.
Одна из главных задач, которую пытается решить правительство при помощи новых правил оплаты электроэнергии населением, — снижение объема перекрестного субсидирования. В настоящее время региональные сетевые компании занижают тарифы на электричество таким образом, чтобы сделать их доступными для физических лиц. Покрывают выбывающие доходы промышленные предприятия. Но это в итоге приводит к тому, что продукция дорожает, а конкурентоспособность производителей снижается. Сейчас объем перекрестного субсидирования составляет около 220 млрд рублей в год. Задача, которую себе поставило правительство, — снизить этот показатель до 50 млрд рублей к 2022 году. «Цель вряд ли будет достигнута, хотя стремиться к ней можно», — говорит директор Института энергетического развитияСергей Пикин.


По его словам, введение соцнорм для населения в этом смысле будет полезным, но только в том случае, если регионы не будут заниматься популизмом и не возьмут за образец Орловскую область, продемонстрировавшую чудеса щедрости. «В Орловской области пошли на принятие крайне высокой нормы, что перечеркивает суть самого эксперимента. Промышленность данного региона будет неконкурентоспособна, — заявил «Профилю» Сергей Пикин. — Перекрестное субсидирование у нас имеет ярко выраженный региональный характер. Чем больше промышленность в данном регионе платит за население, тем менее она конкурентоспособна. Орел выбрал для себя такую стезю — там решили, что лучше показаться хорошенькими накануне выборов, нежели поддерживать промышленность и действовать с умом».
В то же время, по словам эксперта, соцнормы являются неплохим способом улучшить социальную обстановку. «Как правило, те граждане, которые имеют наименьшие доходы, пользуются электричеством на среднем и низком уровне. Поскольку сейчас тариф на электроэнергию в пределах нормы будет ниже прежнего, для них нововведение будет означать большую социальную защищенность», — полагаетСергей Пикин.Есть и противоположное мнение. Так, по словам старшего аналитика ИК «Риком Траст» Владислава Жуковского, новые правила «служат коммерческим интересам крупного олигархического капитала и монополий, а не подавляющей части населения». Эксперт оценивает введение социальных норм как продолжение монетизации льгот и называет их «энергопайком», которого вряд ли хватит большей части населения. Особое внимание критики нововведения обращают на бедных граждан, которые, по их словам, были не в состоянии платить и по прежним тарифам, когда социальных норм вовсе не существовало. Авторы инициативы парируют: для таких категорий выработан особый механизм. «В первый год применения соцнорм они будут оплачивать весь фактически выбираемый объем по нижнему тарифу, а в последующие годы повышающий коэффициент для них составит 1,5 (150% от соцнормы). Например, если в регионе установлена величина соцнормы 100 кВт-ч, для пенсионера или инвалида она составит 150 кВт-ч», — объясняют в Минэнерго. Отраслевые аналитики отмечают, что в целом эксперимент имеет право на существование. Чего в нем пока недостает, это большей прозрачности в процессе тарифообразования. В действительности ни один из опрошенных «Профилем» представителей пилотных регионов не взялся объяснить «Профилю», какова методика определения пониженного и повышенного тарифа. Не объяснили этого и в Минрегионе. Представитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) уточнил, что установлением тарифов занимаются соответствующие подразделения региональных администраций. Спустя семь дней после начала эксперимента они направляют в ФСТ информацию об установленных тарифах. Правда, эта информация носит исключительно уведомительный характер, и как-то влиять постфактум на решения местных регуляторов федеральное ведомство не собирается. «Остаются вопросы к самому процессу тарифообразования, и, конечно, потребители хотели бы услышать на них ответы», — говорит руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. Однако получить эти ответы в ближайшее время эксперт не надеется. Пока этого не может сделать даже промышленность, несмотря на свои лоббистские возможности. «Простым бытовым потребителям на защиту своих интересов рассчитывать не приходится», — считает эксперт. Остается небольшая надежда на то, что хотя бы один из пилотных регионов — Самарская область — в ходе предстоящих общественных слушаний затронет эти вопросы.

Водные процедуры

Минрегион, который отказался дать пояснения относительно социальных норм на электроэнергию, разрабатывает аналогичную концепцию для воды. Социальную норму предполагается рассчитывать из тех же средних данных о фактическом потреблении. Однако конкретных цифр еще не существует. Но, очевидно, что, как и в случае с электроэнергией, социальный водяной паек будет выделяться таким образом, что уложиться в него будет практически невозможно, и часть потребления будет неизбежно оплачиваться по повышенному тарифу. Ситуацию с водой осложняет тот факт, что далеко не все дома и квартиры оборудованы счетчиками, и люди продолжают платить не за фактическое потребление, а за некую расчетную величину. Как власти решат эту проблему, пока неизвестно. По данным из открытых источников, Минрегион должен представить концепцию по воде до конца текущего года.

По материалам сайта energofond.ru